Накипело
|
23 октября 2014 года в 14:05
ОБРАЩЕНИЕ К РЕКТОРУ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ЛИНГВИСТИКИ Л.М. ТЕРЕНТИЮ, ДЕКАНАМ ФАКУЛЬТЕТОВ И ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ
Здравствуйте, Ливиу Михайлович и сотрудники МИЛ!
Пишет Вам выпускница Московского института лингвистики, получившая диплом несколько лет назад. Мое письмо может прозвучать жестко, но поверьте, я не собираюсь никого обвинять или чего-то требовать. Я просто прошу помочь мне разобраться в одной серьезной проблеме. Ниже я описываю ситуацию, которая была у меня с английским языком в течение 5 лет обучения в МИЛ, а потом формулирую свои главные вопросы. Пожалуйста, прочтите это письмо!
Половину обучения, два с половиной курса, мы провели с исполнительной тупицей (ИТ). Это была маленькая прыщавая блондинка лет тридцати. Я некоторое время не могла понять, что именно мне и почти всей группе в ней не нравится. Вроде, готовится к занятиям, не опаздывает, дает дополнительные материалы, относится к студентам с доброжелательной строгостью. Потом я поняла: она просто глупый человек. Ограниченный от природы и с узким кругозором. ВСЕ одногруппники со мной согласились. На занятия к ИБ мы почти не ходили, потому что было унизительно чему-то учиться у человека, который намного глупее своих студентов. То ли в конце года, то ли в конце семестра мы попросили поменять нам преподавателя. Над нашим аргументом про интеллект лишь раздраженно посмеялись. Спросили, не хотим ли сами сдать тест на ай-кью. Мы ответили, что хотим, и нас уже с неприкрытой злобой прогнали.
Во втором семестре 3 курса ИТ у нас забрали. Что-то у нее там накладывалось или вроде того. Мы решили, что теперь-то будет лучше, ведь хуже быть вроде бы не могло. Но настала «эпоха временщиков». За семестр у нас сменилось четыре преподавателя. Первая дала нам тест на всё занятие, а потом уволилась или ушла в декрет. Второй, толстый и потный, читал с нами простенькие книжки и сплетничал о коллегах. Третья давала неподъемные домашние задания и проверяла их в течение всего следующего занятия, выставляя исключительно двойки и тройки. А еще намекала на платные дополнительные занятия с нею же. Четвертую я назову по имени – Юлия Германовна. Вот только с фамилией не повезло… Она нас не восхитила, но мы впервые были довольны, и попросили деканат оставить нам эту преподавательницу до конца обучения. Никогда не забуду фразу методистки. «А вы уверены, что вы заслуживаете право выбора?». С этой фразой многое прояснилось.
На четвертом курсе нам дали смазливого молодого преподавателя – обаятельного лодыря (ОЛ). У этого человека всё держалось на личном обаянии, весь, так сказать, учебный процесс. Обаяние развратило его. ОЛ позволял себе не бриться, не причесываться, приходить в мятой одежде, не затягивать ремнем сваливающиеся с него брюки, не готовиться к занятиям, опаздывать, заумно шутить, нести откровенную чушь или бессмысленно молчать минут по десять, но всё равно нравился многим в группе. Особенно говорливым девочкам и странному мальчику. Мне он тоже нравился, но перспектива так и остаться без английского языка приводила в отчаяние. Я пошла в деканат в гордом одиночестве. Позвала с собой еще одну девочку, но она захихикала: мол, препод классный, только пусть его откормят и причешут. В деканате меня с теплотой назвали дурочкой и сказали, что «это наш самый терпимый педагог». Да, терпимость у него и впрямь зашкаливала, только вот вузы существуют не совсем для этого… Впрочем, каким-то непонятным образом ОЛ принес таки некоторую пользу: снял языковой барьер у двух девушек, чуть-чуть улучшил наше аудирование и хорошо объяснил пару сложных грамматических моментов. Но это за целый год! И едва ли он хотел или пытался это сделать – просто вот так вот удачно совпадало, ни с того ни с сего появлялось желание слегка попреподавать. Еще ОЛ вдохновил одну студентку стать педагогом и серьезно помог другой кое в чем не связанном с английским языком. Но при его потенциале он мог дать нам гораздо больше, а решил просто пойти на поводу у собственной лени. Люблю и презираю!
На пятом курсе ОЛ нас бросил и мы достались сорокалетней женщине, делавшей грубейшие ошибки в английском языке. She have, must to do и так далее в этом роде. К счастью, она успела провести у нас всего одно занятие. Через неделю ее уволили. Это, конечно, похвально, но как ее вообще приняли на работу?..
Затем судьба свела нас со Знающим Хамом (ЗХ). Как о преподавателе перевода о нем в МИЛ ходили легенды (и, наверное, ходят до сих пор). Говорили, что ЗХ научит переводить и мартышку, хотя бывает «чуть-чуть высокомерен» и «жестковат». Могу только поверить, поскольку свой любимый предмет этот преподаватель у нас не вел. На КРО мы столкнулись только с его «жестковатостью» и «чуть-чуть высокомерием», которые обернулись обычным хамством и зашкаливающей самовлюбленностью. Унижения сменялись рассказами о своих профессиональных подвигах, рассказы – унижениями. Английского языка не было, а уж КРО (культуры речевого общения!) и подавно. Однажды ЗХ пришел в аудиторию в нетрезвом виде… В общем, мне вспомнились добрым словом и ОЛ, и даже ИТ. Единственным светлым пятном были редчайшие моменты, когда ЗХ рассказывал не о себе обожаемом, а о переводе как науке и вообще о лингвистике. Становилось видно знатока и просто умного человека. Но это случалось раз в тысячелетие! В нашем последнем семестре он очень сильно оскорбил мою одногруппницу, и мы пожаловались в деканат. Разумеется, преподавателя нам не сменили. Сказали, что не о том думаем: защита на носу…
На первый взгляд, главные герои моего рассказа не совсем безнадежны. Исполнительная тупица, обаятельный лодырь, знающий хам… Исполнительность, обаяние и эрудиция – прекрасные качества, и для педагога в том числе. Но отрицательные черты (глупость, лень, хамство, неопытность, безразличие, косность, расхлябанность, излишняя требовательность, слабохарактерность, корысть, непорядочность, элементарное незнание предмета и т.д.) перевешивают. И в итоге большинство педагогов тянут от силы на двойку с плюсом. А ведь речь не только о моей группе, не только о МИЛ и не только об английском… Кто мне объяснит, почему это происходит? Маленькие зарплаты, равнодушие начальства, пассивность большинства студентов, отсутствие моды на профессионализм, международный антиобщественный заговор? Или всё вместе? Или что-то совершенно другое? Я обращаюсь к людям, не просто связанным с образованием, а знающим его изнутри. Так скажите мне, в чем, на ваш взгляд, главная причина сложившейся ситуации? И неужели у человека, стремящегося к знаниям, в сегодняшней России есть только два достойных пути – частные уроки и самообразование?
|